Рецензия на комикс Joe the Barbarian

greatandwealthyguyРецензииLeave a Comment

Joe the Barbarian. Jack and Joe

Комиксы бывают разные. Некоторые так примитивны, что ничего, кроме ярких картинок, в них не увидишь даже при желании. Другие попросту отвратительны: реки крови, гирлянды внутренностей, нескончаемая резня – от чего становится и скучно, и грустно. Но бывают и такие комиксы, где за захватывающими рисунками кроется искусно сработанная история, живые персонажи, за которых переживаешь с первых страниц, и целый непознанный мир – а то и миры.

Joe the Barbarian от Гранта Моррисона и Шона Мёрфи – как раз один из таких комиксов. На его страницах наш повседневный, обычный, до боли знакомый мир находит свое отражение в мире фантастическом, где гномы-пираты плавают на подводных лодках по трубам, белые крысы в доспехах самурая сражаются против Короля Смерть, а у волшебников на посохах горят электрические лампочки вместо колдовского огня.

Но комикс Joe the Barbarian интересен не только невиданным полетом фантазии и прекрасными рисунками. Наблюдательный читатель найдет в нем 3 писательских трюка, которые можно взять на заметку и использовать в своих произведениях.

Что же это за трюки из рукава Гранта Моррисона? Я сделаю все возможное, чтобы избежать спойлеров, но при этом показать вам чудо этого комикса и извлечь уроки мастерства.

Трюк 1. Чудеса в повседневном

Joe the Barbarian. Реальный мир

Вы по-прежнему думаете, что только Стивен Кинг умеет видеть необычное в обычном и тонко вплетать фантастическое в обыденное? Тогда как вам такой набор «обыденностей»: подросток, страдающий от диабета, с проблемами в школе (как обычно, притесняют хулиганы) и дома (он пытается свыкнуться со смертью отца, а мать пытается спасти их дом).

И вот тут вы можете остановиться в сомнениях и подумать: «Что это за комикс такой? Это какой-то сериал Glee получается. А где фэнтези? Где другие миры? Где необычные создания и монстры? Где тут вообще что-то необычное?».

Штука Joe the Barbarian в том, что реальность сплетается с фантазией, да так, что ни главный герой, ни читатель не понимает, на самом ли деле происходят все эти события или это лишь галлюцинации Джо. Авторы рисуют нам два мира: знакомый мир мелких проблем и другой, волшебный мир, расколотый войной с Королем Смерть. Но как авторы подают эти миры! Реальный мир отражается в зеркале фантастического и превращается в необычную смесь знакомых нам деталей, которые совершенно перевернуты с ног на голову (упомянутые выше электрические лампочки на посохах магов, ненавистные смертоплащи, летающие на скатах с лазерными пушками).

Joe the Barbarian. Смертоплащ на скате манта

Незначительные события в нашем мире приводят к грандиозным последствиям в другом. У Джо есть питомец, белая крыса, который становится последним воином сильнейшего клана, чьих братьев казнят приспешники Короля Смерть. Когда Джо вылезает из кровати и идет по дому, в другом мире его путешествие проходит через захватывающие дух ландшафты чудесной, но мрачной страны. Открытый кран в ванной превращается в бурную реку с водопадом. Оставленная нараспашку дверь впускает в дом бродячую собаку – но в другом мире это чудовищных размеров монстр, угрожающий проглотить и Джо, и Джека.

Чему поучиться

Оглянитесь вокруг. Подумайте, что кажется вам самым обыкновенным, самым не заслуживающим внимания, самым неинтересным. То, что вы делали или видели много раз. А теперь взгляните другими глазами, глазами волшебника и творца, и задайте главный вопрос писателя: «А что если?».

Что если магазин, в который вы ходите каждый день, вдруг поднимет лучом НЛО и унесет в открытый космос? Что если ваш парикмахер, прежде чем набросить вам на плечи накидку, запрет входную дверь и со злорадной ухмылкой облизнется длиннющим языком? Что если, придя на работу, вы найдете дымящиеся чашки свежего кофе, включенные компьютеры, поющее радио, куртки на вешалках и кресла, которые еще вертятся, – но ни одного человека во всем офисе?

Жизнь всегда безумнее и удивительнее любой выдумки – черпайте вдохновение в ней. А если вам не хватает фантастического в повседневном – добавьте его сами.

Трюк 2. Живые персонажи

Joe the Barbarian. Джек и Джо в подводной лодке с пиратами

Все персонажи Joe the Barbarian не только выглядят по-разному (без этого вообще никак), но главное, они ведут себя и говорят совершенно по-разному. Маги-изобретатели выражаются витиевато, постоянно просят у Матери Изобретения помощи и совета, любую проблему пытаются решить при помощи своих штуковин и магических (научных?) познаний.

Гномы-пираты на подводных лодках ведут простой образ жизни, и их грубая, неотесанная речь прекрасно этому соответствует. Даже дамы среди пиратов курят трубки, ругаются как сапожники и не прочь отвесить здорового тумака, если видят в том нужду.

Джек (гигантская белая крыса в доспехах самурая и с двумя мечами) говорит быстро, по делу, без лишних слов – что и ожидается от воина. В особенно напряженные моменты Джек ругается, упоминая гибель Кормака (то ли какой-то город, то ли воин, то ли кто-то или что-то еще, очень известное в этом мире, но не известное нам. Добавляет еще одну интересную деталь к истории мира и бонусные очки автору).

Речь Джо – речь обычного подростка, который зол на своего отца, сомневается в себе и боится неодобрения матери. И хотя все вокруг верят в него как в героя, пришедшего освободить их мир от тирании Короля Смерть, сам Джо героем себя не считает. И это подводит нас к тому, что единит всех героев: незнание себя и низкая самооценка.

Ну, пожалуй, только Зикси, девушка-маг, не страдает от этого, наоборот, с самооценкой у нее все в порядке. Но вот остальные… Джо не считает себя героем, как было сказано выше, и восхищается храбростью и боевым мастерством Джека, который видит себя жалким трусом, и не более того.

Joe the Barbarian. Jack and Joe

Есть еще Смут, великан среди гномов, который считает себя уродливым и неуклюжим, потому что привык мерять себя маленькими стандартами. Он слепо верит в Джо-героя, как и другие, а вот в него не верит никто. Пока Зикси не напоминает ему, что он великан и должен вести себя сооветствующе, а не раскисать и сдаваться.

В кульминационном моменте герои сталкиваются лицом к лицу со своими внутренними конфликтами и выходят из них победителями, используя свои «недостатки», чтобы победить врага. Словом, арки персонажей выстроены прекрасно, и каждый из персонажей, как и должно быть в хороших книгах, претерпевает изменения и заканчивает путешествие другим человеком (ну или гномом/крысой). Сильнее, мудрее, с новыми тумаками и царапинами.

Чему поучиться

Ваши персонажи должны отличаться не только внешностью, что довольно просто, но и мыслями, отношением к происходящему и речью.

Продумываем живых персонажей, наделенных сильными и слабыми сторонами, как люди. Им должны быть не чужды эмоции: неуверенность, страх, восторг. Даже воины порой могут быть трусливыми, великаны – слабыми, а маги – несмышлеными.

Пусть ваши герои начинают путь несовершенными, с недостатками и проблемами, о которых даже они могут не знать – но главное, чтобы знал читатель. Выстроите путешествие героев так, чтобы они преображались и на внешнем, и на внутреннем плане. Они и сами, возможно, не заметят этого, но читатель получит огромное удовольствие, наблюдая за тем, как герои преодолевают не только физические препятствия на пути, но и препятствия в своей душе.

Трюк 3. Все ружья стреляют в нужный момент

Joe the Barbarian. Король Смерть

Небольшие, мимолетные детали в самом начале приводят нас к удивительным событиям в конце. Читая комикс в первый раз, кто может подумать, как важна сцена в машине, где Джо делает набросок Железного Рыцаря и разговаривает с мамой о том, что они могут потерять дом, и об отце? Чуть позже Джо и вправду «теряет дом»: попадает в другой мир. В котором Железный Рыцарь – это легендарный воин, совершивший подвиг. И затем погибший, как и его отец.

Сцена, в которой школьные хулиганы отбирают у Джо сладкий батончик, кажется вполне себе обычной и совсем не примечательной: мы видели такие сцены сотни, тысячи раз. Да-да, мы уже и так поняли, что автор хочет нам сказать: Джо не такой, как все, у него нет друзей, он один, у него богатый внутренний мир, и он убегает от внешнего в свои рисунки и игры дома. Все как обычно – но только на первый взгляд. И лишь когда мы узнаем, что Джо болен диабетом, та сцена предстает в совершенно другом свете. Она становится той самой сценой, которая толкает шар приключений с горы, и все, что случается дальше, лишь цепочка событий, которые произошли, потому что у Джо отобрали сладкий батончик.

А помните тот набросок Железного Рыцаря? Без спойлеров, но и он еще найдет отражение в чудесном (и пугающем) мире, в который попал Джо.

Чему поучиться

Joe the Barbarian. Джек и Джо

В хорошей истории все (ну или многие) события ведут к другим, более значимым событиям. А все поступки героев, каждый их выбор влияет на мир и на людей (или крыс – зависит от вашей истории) вокруг.

Последствия выбора и поступков не обязательно должны быть заметны сразу. Будет даже лучше, если выбор, сделанный героем в самом начале его пути и на первый взгляд не очень-то значимый, приведет к грандиозной лавине последствий во второй части повествования.

Развешивайте ружья по стенам – но помните о них и обязательно давайте выстрелить. Строите сюжетную арку? Лучше отметьте в заметках, о чем она, когда началась, какие эпизоды включает и где должна закончиться. Тогда вам будет проще довести ее до конца, а не потерять где-то на полпути, когда вы переключитесь на другие сюжетные линии.

В заключение

Это лишь три небольших урока писательского мастерства, которые мне удалось извлечь из прекрасного комикса Joe the Barbarian. Как и любое стоящее произведение, этот комикс не только развлекает, но поднимает важные вопросы: о семье, о своем предназначении, о том, как важно знать себе цену и как это трудно, когда другие пытаются навязать тебе свое мнение на твой счет.

Помимо этих важных вопросов, комикс демонстрирует, как нужно писать хорошие истории: где фантастическое становится достовернее и глубже оттого, что в нем так много деталей из знакомого нам мира. Где персонажи, как и настоящие люди вокруг нас, борются не только с чудовищами, но и с собой. Где их решения и поступки влияют на мир и приводят к значимым последствиям.

Я был слишком увлечен комиксом, чтобы подметить все трюки Гранта Моррисона. Может, вы заметили еще что-то? Поделитесь со мной в комментариях. А если еще не читали комикс, сделайте это непременно.

Какие еще комиксы открыли для вас новые вершины писательского мастерства? Расскажите мне, я всегда в поиске хороших книг.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *